Чтобы душевное застолье не превратилось в испорченный праздник, мы расскажем, как правильно выбрать некоторые продукты, а от каких и вовсе лучше отказаться.
Отправляясь в супермаркет за продуктами для дружеского пикника или семейного обеда, мы всегда стремимся выбрать только самое лучшее. Ведь от того, что мы едим, во многом зависит наше здоровье и красота.
Весь ассортимент, который предлагает нам любой сетевой супермаркет, находится под постоянным контролем опытнейших маркетологов. Они следят за правильным расположением товаров не только для комфорта покупателей, но и с целью извлечь максимальную прибыль для магазина. Чем шире ассортимент товаров, тем больше в нём лояльных покупателей и выгоды для продавца.
Раскладка товара – это целое искусство. Порой мы, не задумываясь, кладем в корзину продукты только потому, что они очень удачно расположены на прилавке. При этом именно так могут располагаться товары не самого лучшего качества.
У всех продуктов есть срок годности, который рано или поздно заканчивается, и обязанность продавца — представить товар таким образом, чтобы они поскорее нашли своего покупателя.
Чтобы не попасть на хитрые уловки и не разочароваться после оплаты покупок на кассе, вам нужно знать, что могут скрывать в себе привычные продукты питания.
У витрины с сырами и колбасами
Без колбас, сыров и копченостей редко обходится любое застолье, завтрак или просто перекус на бегу. Сырная тарелка красиво украшает праздничный стол, а быстрый бутерброд с колбасой не отнимает много времени с утра.
Что важно знать
Лучше всего, особенно в праздничные и выходные дни, колбаса и сыр продаются уже в нарезке. Что может быть проще, чем взять с прилавка аккуратно упакованный и готовый к употреблению прямо на пикнике продукт?
Что часто идёт в нарезку? Как правило, это товар, срок годности которого истекает в ближайшее время или уже начавший портиться. С колбасы снимают уже подсохшую оболочку, с сыра срезают заплесневелые корочки и пускают на слайсер – специальную машину для нарезки колбасных и сырных изделий. Мягкие сыры (адыгейский, бри, сыры с плесенью) нарезают небольшими кусочками и также упаковывают. Проделывать такие манипуляции с продуктом могут и не один раз. Товар, который не продали в течение дня, на следующее утро обязательно пересматривают заново.
Часто продавцы выкладывают такой товар сверху на холодильную витрину. Вам остается только взять его, проходя мимо. На дату нарезки в этом случае обращать внимание нет смысла: этикетка переклеивается каждый день. А сколько было случаев, когда продавец ронял на пол только что нарезанный продукт, и куда этот продукт отправляется потом, мы можем только догадываться.
Многие виды колбас и сыра допустимо хранить только при определенных температурах, а нарезанные и оставленные в тепле на несколько часов они становятся опасны для здоровья из-за возможности развития бактерий ботулизма, кишечной палочки, сальмонеллы или стафилококка!
Советы при покупке сыра и колбасы или что делать, чтобы не купить лежалый товар
- Если на витрине остался небольшой кусочек вашего любимого сыра или колбасы, есть большая вероятность того, что он лежит там давно: обычно такие остатки продаются плохо. Попросите продавца отрезать вам от новой головки сыра или батона колбасы. Вероятнее всего, так вы купите более свежий товар, а не залежавшийся и несколько раз упакованный заново.
- Не берите уже нарезанные сыр и колбасу с витрины, лучше дождитесь своей очереди и попросите нарезать продукт при вас. Так вы будете уверены, что его не роняли и не подвергали неправильному хранению. Все дело в том, что колбаса в оболочке имеет определенный срок хранения в несколько дней, а уже нарезанная колбаса не подлежит долгому хранению без специальной вакуумной упаковки.
- Чтобы «реанимировать» колбасу и придать ей привлекательный товарный вид, колбасу моют, вытирают насухо и натирают тонким слоем растительного масла без запаха. Обычно так поступают с варено-копчеными и полукопчеными колбасами, так как срок хранения у них меньше, в отличие от сырокопченых. Отличить такую колбасу просто: как бы ни старались удалить лишнее масло с поверхности, колбаса имеет выраженный блеск, а кончики могут быть уже сухие. На витрину такую колбасу подкладывают обычно сверху: в зоне самообслуживания вы возьмете батон сами, а продавцу за холодильной установкой удобнее достать такой батон для нарезки, если он лежит поближе к створкам камеры, т.е. к продавцу. А вот свежие колбасные изделия имеют матовый блеск и обычно кладутся снизу.
- Если вареная колбаса или сосиски имеют серый оттенок, это значит, что они уже долго лежат на витрине и потеряли свой цвет от ламп подсветки.
- Чтобы узнать, просрочен ли сыр, можно надавить на кусок сыра пальцами. Если появились капельки жидкости, то это продукт не первой свежести. Также ориентируйтесь на запах. Срыть запах плесени достаточно непросто, принюхивайтесь тщательно. И обращайте внимание на возможно подсохшие края.
А что в холодильнике с рыбой?
Морская и речная, свежая и замороженная, копченая, соленая и малосольная – среди покупателей любая рыба пользуется большим спросом. Но купить действительно качественный продукт достаточно сложно.
Один день продавца рыбного отдела
С чего начинается рабочий день продавца рыбы? Всю охлажденную рыбу снимают с витрины, убирают лед, на котором она хранится, и кладут новый из специального генератора. Рыбу тщательно моют под проточной холодной водой, промывают жабры и выкладывают на витрину. Это делают для того, чтобы рыба выглядела свежей и дольше не портилась. Но и при таких манипуляциях рыба имеет ограниченный срок хранения. «Душ» немного продлевает ей жизнь и, конечно, улучшает товарный вид, но не предотвращает развития болезнетворных бактерий. Охлажденная рыба, которая вот-вот начнет портиться, упаковывается на вакуумном аппарате и отправляется в морозильные камеры.
Далее продавец работает с готовой рыбной продукцией. Целые тушки рыбы перебираются и осматриваются на наличие плесени. Наиболее «погрустневшие» экземпляры натираются маслом для поддержания внешнего вида. Если дела у копченой рыбки уже совсем плохи, используется так называемый «жидкий дым» – раствор с характерным запахом копчения. Как и в случае с колбасой, рыбу также пускают в нарезку, упаковывают и выкладывают на витрину.
Выбирайте рыбу правильно
Охлажденной считает рыба, филе которой имеет температуру от -2 до +5 градусов по Цельсию. Срок хранения такой рыбы от 7 до 12 суток во льду. Только что выловленная в реке, море или аквариуме рыба называется парной, и реализуется такая рыба сразу. Как обезопасить себя от обмана?
Несколько советов по выбору рыбы:
- Замороженную рыбу с этикеткой магазина лучше не покупать: почти наверняка вам пытаются сбыть не самый свежий товар.
- Внимательно осмотрите замороженную рыбу с этикеткой производителя: на тушке не должно быть толстого слоя льда и снега, их наличие указывает на ее неправильное хранение. Допускается прозрачная и тонкая ледяная корочка.
- Жабры у свежей или охлажденной рыбы должны быть светло-красные, глаза прозрачные и ясные с черными зрачками, не впалые, чешуя блестящая, а на целой тушке или стейках не должно оставаться вмятин при надавливании пальцами.
- Копченую рыбу, обработанную жидким дымом, можно отличить по интенсивному запаху. Рыба натурального копчения имеет легкий приятный аромат дымка и древесного угля.
- Откажитесь от покупки рыбных нарезок, сделанных продавцом заранее. Дорогая рыба (копченый осетр, лосось, форель, муксун) часто продается плохо. Попросите отрезать несколько кусочков от большой тушки в вашем присутствии.
Чтобы шашлык и салат не испортили праздник
Два отдела, мясной и отдел полуфабрикатов, тесно связаны в любом супермаркете. Можно даже сказать, что второй отдел – это продолжение первого.
Свежее мясо – сложный продукт для реализации хотя бы потому, что пролежав 2-3 часа на витрине, мясо начинает подсыхать, изменять свой цвет под лампами подсветки и, в первую очередь, портится его товарный вид. Поэтому продавцы вынуждены постоянно его переворачивать, перекладывать, мыть лотки, подкладывать более свежие куски мяса вниз, а те, которые нужно скорее продать – сверху. Ни один продавец не хочет, чтобы мясо протухло без прибыли, и поэтому через некоторое время наступает новый виток его жизни – отдел мясных полуфабрикатов.
Спешащим с работы хозяйкам предлагают готовый фарш, котлеты, антрекоты, отбивные, маринованное мясо и птицу, шашлык, чахохбили, азу, рагу с овощами и многие другие блюда. На полуфабрикаты идет даже то мясо, которое еще не испортилось, но уже имеет едва различимый несвежий запах. Его легко перебивают специями, уксусом, травами, маринадом, панировкой, а полуфабрикаты выкладываются на красиво оформленные витрины. Там же можно встретить и блюда из рыбы.
Еще один способ поскорее реализовать скоропортящиеся продукты – это отправить их на переработку в отдел кулинарии. Салаты, пироги, запеканки, гарниры, мясные и рыбные блюда – нужно очень осторожно относиться к этой продукции. Ведь многие блюда попросту «переезжают» в отдел кулинарии из отдела мясных полуфабрикатов. Если жареные и тушеные продукты подвергаются тепловой обработке, то салаты очень небезопасны для здоровья и должны продаваться, как минимум, не заправленными сметаной или майонезом.
От таких продуктов очень просто получить пищевое отравление! Особенно они опасны в летнюю жару.
Совет здесь может быть только один: от покупки полуфабрикатов лучше полностью отказаться.
Как это сделать? Нет ничего проще, чем замариновать мясо на шашлык самостоятельно или приготовить ароматную курочку! Даже если вы очень торопитесь на природу в компании хороших друзей, вам достаточно будет и пары часов, чтобы подготовить мясо или птицу для приготовления на мангале.
А прежде, чем вы отправитесь в магазин, возьмите себе на заметку еще несколько полезных советов, которые помогут вам избежать неправильных покупок.
8 советов покупателю
- Вы заметили, что продавцы все время перекладывают товар? Это делают не только для того, чтобы «освежить» витрину. Таким способом они стараются в выгодном свете представить продукты, которые нужно поскорее продать. Обычно их располагают на уровне глаз взрослого человека. Обращайте внимание на дату изготовления.
- Помните, что более свежие продукты лежат или за представленным товаром (ближе к задней стенке холодильника или витрины), или под ним.
- Выбирая товар между заводской и магазинной упаковкой, отдавайте предпочтение первой. Заводские продукты упакованы под вакуумом или в специальной защитной среде, что препятствует размножению болезнетворных бактерий. В собственной упаковке магазины обычно продают продукты на развес – творог и творожную массу, сливочное масло, конфеты (например, из остатков детских новогодних подарков), печенье, мармелад, семечки и орехи, полуфабрикаты — узнать точную дату производства этих продуктов невозможно.
- Скидки и акции на продукты питания должны не только радовать, но и настораживать. Почему продавец предлагает такую выгодную цену? Возможно, он желает поскорее продать скоропортящийся товар. Такое случается чаще в небольших магазинах.
- Многие покупатели отказываются брать товар с витрины, однако это решение не совсем верно. Продавец всегда лучше знает, что вам предложить, чтобы остаться с выгодой. В этом случае будет верным ориентироваться на срок годности (если товар в заводской упаковке) или на его внешний вид (если это колбаса, ветчина, сыр, мясо, рыба).
- Внимательно осмотрите ценник на товаре. Если наклейка приклеена сверху на уже предыдущую или имеются следы от старого ценника, будьте уверены — продавец попытался скрыть от вас дату производства или расфасовки. Также ценник магазина не должен закрывать основную информацию о продукте: состав, дату изготовления, срок годности, фирму-производителя.
- Обратите внимание и на то, в каком районе находится магазин. В обычном спальном районе в небольшом магазине вряд ли будет большая проходимость и покупательский спрос. А значит, есть большая вероятность того, что многие продукты здесь раскупаются не так быстро и давно уже залежались на витрине. Но вот крупные сетевые супермаркеты только и успевают пополнять запасы продуктов на полках.
- Старайтесь не ходить за продуктами на голодный желудок. Скорее всего, вы купите не только лишних продуктов, но и прихватите что-нибудь несвежее в отделе кулинарии, чтобы перекусить по дороге домой. Голод – плохой помощник в правильном выборе.
Не всегда и не во всех магазинах творится продуктовое безобразие. Много и честных владельцев, которые списывают просроченный товар в ущерб своей прибыли. А нам остается быть чуточку внимательнее к тому, что мы покупаем.
Желаю вам сделать правильный выбор!